интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
20 .. 22
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 63.62
  • 73.61
спецпроект
Ставь смайл!

В главной роли — Петербург

Санкт-Петербург всегда был «кинематографическим» городом, и наверняка у вас есть снятый в его узнаваемых локациях любимый фильм. В подборке «Понедельника» сегодня девять таких картин, и в каждой из них город в одну из эпох своей жизни становится не просто фоном, а одним из персонажей.

Текст: Екатерина Ерохина

 

Рождение

 

«Петр Первый» (1937), режиссер Владимир Петров

Воплотить на киноэкране Петербург XVIII века непросто, особенно Петербург первых лет после основания. Потому фильм по роману Алексея Николаевича Толстого снимался большей частью в декорациях. Были выстроены, к примеру, ансамбль Троицкой площади и дом Меншикова. Картина стала известна благодаря непревзойденному образу Петра Великого (эту роль исполнил Николай Черкасов). Но юный Санкт-Петербург, детище первого российского императора, тоже немаловажный персонаж.

 

 

Что еще посмотреть: исторические картины классика «ленинградской школы» советского кино Виталия Мельникова «Царевич Алексей» (1997) и «Бедный, бедный Павел» (2003).

 

Столица империи

 

«Шинель» (1959), режиссер Алексей Баталов

Здесь Петербург предстает, в полном согласии с буквой повести Гоголя, каменным, ледяным и вьюжным. Почувствовать себя маленьким человеком в столице больших чиновников помогает великолепная актерская работа Ролана Быкова в роли Акакия Акакиевича. А еще это режиссерский дебют знаменитого советского актера Алексея Баталова. Одним словом, классика.

 

 

Что еще посмотреть: XIX век в Петербурге снимают чаще, чем XVIII, и все же лучшие образы города появляются в экранизациях литературной классики. Например, в «Преступлении и наказании» Льва Кулиджанова (1969). Петербург Достоевского здесь именно тот, в какой попадает читатель с первых страниц романа: душный и душащий, шумный и враждебный, полный заблудших душ и загубленных судеб. Совсем иначе снят вышедший в день 150-летия декабристского восстания фильм «Звезда пленительного счастья» (1975, режиссер Владимир Мотыль), в котором революционеры первой четверти XIX века выглядят почти современниками зрителей.

 

Город Серебряного века

 

«Господин оформитель» (1988), режиссер Олег Тепцов

В этой картине соединяются реальность и мистические символы культуры Серебряного века. Интерьеры эпохи модерна, вычурные особняки, тесные дворы и подворотни снимались в разных местах Петербурга, в том числе в таких неожиданных, как дворец великого князя Михаила Александровича, младшего брата Николая II. Почитать подробнее и поискать среди мест съемок знакомые дома можно здесь.

 

 

Что еще посмотреть: еще более призрачный, тягостный и неестественный Петербург эпохи модерна — в фильме Алексея Балабанова «Про уродов и людей» (1998). Совсем другое лицо города показывают советские фильмы о жизни рабочих окраин. Первые фильмы классической трилогии Григория Козинцева и Леонида Трауберга о Максиме «Юность Максима» (1935) и «Возвращение Максима» (1937) ценны не только с художественных позиций, но и из-за своей близости к описываемой эпохе. Режиссеры и актеры общались на съемках с настоящими старыми рабочими, а местами съемок стали не сильно изменившиеся с дореволюционной поры заводы. В этом же духе снят фильм к 50-летию революции «Мятежная застава» (1967, режиссер Адольф Бергункер), рассказывающий об Обуховской обороне — восстании рабочих в 1901 году.

 

Годы перемен

 

«Республика ШКИД» (1966), режиссер Геннадий Полока

История школы для беспризорников, работавшей в Петрограде в начале 1920-х. Эпоха воссоздается не только через картины разрухи, но и в образах воспитанников и их учителей-«халдеев». Послереволюционный город предстает местом шумным, неуютным и даже опасным, но живым и развивающимся.

 

 

Что еще посмотреть: теме революции и первых десятилетий после нее посвящено, разумеется, немало советской киноклассики. «Октябрь» (1927) Сергея Эйзенштейна на десятилетия определил восприятие революции. Эпохе немого кино принадлежит и удивительный, снятый в эстетике немецкого экспрессионизма «Обломок империи» (1929) Фридриха Эрмлера. Его главный герой после многолетней амнезии хочет попасть в привычный Петербург, но поезд привозит его в социалистический Ленинград... Воспевает будущее и комедийный фильм «Наследный принц республики» (1934) соратника и друга Эрмлера Эдуарда Иогансона. Ленинград в этой картине скорее солнечный и ясный, как будущее младенца, о котором заботятся персонажи. А если хотите взгляд с большей исторической дистанции, посмотрите фильм «Счастливый неудачник» (1993), снятый Валерием Быченковым по биографии Вадима Шефнера. Его юный герой живет в обычной коммуналке на Васильевском, но местом его взросления становится целый Ленинград.

 

Годы испытаний

 

«Жила-была девочка» (1944), режиссер Виктор Эйсымонт

Только подумайте: этот фильм снимался в Ленинграде сразу после прорыва блокады и был завершен еще во время войны! Авторы, как могли, старались запечатлеть реальность осажденного города, и многие натурные сцены были сняты в Ленинграде между авианалетами. Это картина о страшных испытаниях, выпавших на долю двух маленьких девочек. Актрисы, исполнившие главные роли, были практически ровесницами героинь. Фильм стоит смотреть хотя бы ради самоотверженного труда съемочной группы.

 

 

Что еще посмотреть: «Дневные звезды» (1966, режиссер Игорь Таланкин) — фильм по автобиографической книге Ольги Берггольц; «Зимнее утро» (1966, режиссер Николай Лебедев) — еще одна картина о детях блокады.

 

Ленинград между войной и перестройкой

 

«Мама вышла замуж» (1969), режиссер Виталий Мельников

Картина Виталия Мельникова представляет Ленинград наиболее разносторонним. В фильме есть и центр города, где работает маляром главная героиня, и районы новостроек. Но главное, конечно, — нешаблонный, глубокий сюжет об отношениях матери и сына, подростка и взрослого мира, женщины и мира мужчин.

 

 

Что еще посмотреть: для ленинградской киностудии годы «застоя» стали периодом наибольшего расцвета. Среди наследия «Ленфильма» 1960-1980-х много и всем известных, и подзабытых шедевров, и перечислять их можно очень и очень долго. Предвестником новой эры студии стала картина Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть» (1955) об истории любви участкового врача и ее подопечного — частично парализованного талантливого инженера-кораблестроителя. Эта работа полна оптимизма, который затем становится редким гостем в работах ленинградских режиссеров. Классические фильмы «золотого века» — «Монолог» (1972, режиссер Илья Авербах), «Дневной поезд» (1976, режиссер Инесса Селезнева), «Осенний марафон» (1979, режиссер Георгий Данелия) — куда печальнее. Выпадают из этого ряда «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973, режиссер Эльдар Рязанов), снятые «Мосфильмом». И, конечно, иначе эпоха выглядит в современных фильмах: «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009, режиссер Андрей Хржановский) по мотивам биографии Иосифа Бродского и «Довлатов» (2018) Алексея Германа-младшего о Ленинграде 1970-х.

 

Из Ленинграда в Петербург

 

«Гений» (1991), режиссер Виктор Сергеев

Этот фильм достоин того, чтобы считаться символом эпохи не только для Петербурга, но и для всей страны. Главную роль блестяще исполнил Александр Абдулов. Рассказывают, что многое в окончательной версии фильма было импровизацией актера, например, саркастическое «Страна непуганых идиотов!». Позднесоветский Ленинград — фильм стал одним из последних в советском прокате — предстает в фильме местом, где правят грубая сила и обман и даже талант выживает только в союзе с мошенничеством.

 

 

Что еще посмотреть: «Странные мужчины Семеновой Екатерины» (1992) того же Виктора Сергеева, где центром происходящего становится петербургская коммуналка, и, конечно, легендарные картины «Интердевочка» (1989) Петра Тодоровского и «Брат» (1997) Алексея Балабанова. В этих картинах Ленинград-Петербург предстает увиденным через совершенно особую, непривычную для зрителей советской классики оптику. В первом случае это двойной мир валютной проститутки, во втором — враждебный и опасный город глазами провинциала.

 

Четвертый век начался

 

«Прогулка» (2003), режиссер Алексей Учитель

В фильмах последних 15 лет Санкт-Петербург становится все более символическим и наполненным смыслами, как если бы авторы снимали не только современный город, но и представления о его прошлом одновременно. Суматошная, лиричная «Прогулка», снятая во время подготовки города к 300-летию, — пожалуй, один из самых известных фильмов, где Петербург становится больше чем фоном. Город с капризной погодой, удивительно разными людьми и верой в невозможные чудеса — например, в любовь в первого взгляда — четвертый главный герой в этой картине.

 

 

Что еще посмотреть: мелодрамы последних двадцати лет. Нестандартный вариант — «Луной был полон сад» (2000) Виталия Мельникова о встрече пожилой петербурженки со своей первой, детской любовью. Более очевидные — «Питер FM» (2006) Оксаны Бычковой и киноальманах из новелл семи режиссеров-женщин «Петербург. Только по любви» (2010).

 

Петербург на фоне бесконечной культуры

 

«Русский ковчег» (2002), режиссер Александр Сокуров

В кадрах этого фильма не так много Петербурга, но именно им хочется закончить нашу подборку. В этой фантасмагорической картине в залах Эрмитажа встречаются прошлое и настоящее, в пространстве между воспоминаниями и реальностью встречаются самые главные герои жизни города и русской культуры. И прогулка по музею становится путешествием в российскую историю — прежде всего в историю Петербурга.

 

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Улыбайся, это всех удивляет!

Улыбайся, это всех удивляет!

Как прокачать эмоциональный интеллект и зачем это нужно?

20 июня 2018 0 17
Рождение команды

Рождение команды

ЧМ-2018 на «Понедельнике»: футбольная аналитика, факты, обсуждения.

20 июня 2018 0 22
На гребне спроса

На гребне спроса

Основатель бренда Teana Laboratories о плюсах и минусах будней руководителя

19 июня 2018 0 33