интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
12 .. 14
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 67.18
  • 77.35
спецпроект
Альтернатива есть

«Ты меня вскрыл»

 

«Много писателей, мало читателей» — к такому выводу пришли эксперты Петербургского литературного молодежного форума — 2018. Проблема современной литературы — в отсутствии писательской «тусовки»: начинающие авторы просто не читают и не знают друг друга. «Понедельник» решил познакомить вас с молодыми петербургскими писателями, а заодно и их самих друг с другом. Ребята рассказали нам, как сегодня продвигать и монетизировать свое творчество.

Текст: Анжела Патракова

 

Иван Хвостенко,
18 лет, студент:

«Когда мне говорят, что в 20 лет прославиться невозможно, я привожу в пример Сергея Лукьяненко, издавшего свой первый роман в 18 лет».

Произведения молодого автора можно найти на «Литрес.ру»: это сборники коротких рассказов «Ослепленный удачей» и «Рассказы поющей души». Впервые малая проза привлекла Ивана в школе, после знакомства с Чеховым. Свои наброски Иван относил на суд учительнице литературы, она же и предложила ему отправить рассказы в местную газету. Один из них — «Художница» — стал первой настоящей публикацией молодого автора. Сейчас Иван пробует себя в большой прозе — это роман «Одержимость» о сомнительном образе жизни молодежи и роман «Мир после» — о человечности, войнах и доверии.

«В интернете я наткнулся на сервисы самиздата — сайт samlib и сервис „Литрес“, — рассказывает Иван. — На последнем можно было опубликоваться за определенную цену. Бесплатно мои работы расходятся хорошо, учитывая, что я никак себя не рекламирую, но мало кто готов покупать мои книги. Еще я думал об издании первой части „Одержимости“, но заинтересованного издательства пока нет. Возможно, придется делать это за свой счет».

 

 

Иван продвигает свое творчество в своей группе «ВКонтакте», где выкладывает рассказы, фабулы произведений и новые главы романов.

«В Южной Корее есть очень удобный сервис KakaoPage, где люди публикуют свои комиксы, романы, стихотворения, музыку, — говорит Иван. — Я бы с удовольствием пользовался аналогичной русской версией. Сейчас поэтесса Полина Шибеева работает над приложением для Ryfma.com для прозаиков и поэтов. Оно должно стать лучшей из имеющихся площадок для творчества в нашей стране».

Аня Кузнецова,
21 год, студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, направление «Журналистика»:

«Пообщавшись с пишущими ребятами, узнала: неизвестному автору на издание книги нужно около 100 тысяч. А с продвижением — миллион».

На создание комиксов Аню вдохновила серия комикс-блокбастеров «Майор Гром» от российского издательского дома Bubble Comics. Недавно Аня обращалась в это издательство с просьбой о публикации. Оказалось, молодые художники действительно могут издаться бесплатно, если их рисунки будут, во-первых, талантливы, во-вторых — переведены в компьютерную графику.

«Главная героиня моих комиксов полностью срисована с меня, — рассказывает Аня. — По сюжету в моей повести ломается четвертая стена — воображаемая стена между актерами и зрителями. Моя героиня знает, что она в комиксе, и борется со своим антагонистом — Антианей, которая осуждает ее творчество».

 

 

Помимо комиксов, Аня развивает собственный проект, поддерживающий неизвестных литераторов — «Шоу писателей». Оргкомитет проекта вместе с приглашенными экспертами из 85 заявок со всей России отобрали десятку лучших. В следующем туре предстоит выполнять творческие задания. Победителю команда проекта будет помогать популяризировать свое творчество: организовывать встречи со СМИ, поездки на тематические мероприятия, продвигать в интернете. Видеовыпуски шоу участники выкладывают на YouTube, сам же проект развивают через группу «ВКонтакте» с помощью репостов.

«Неизвестным авторам действительно сложно, — говорит Аня. — Да, некоторые издательства, например Игоря Манна, обещают бесплатно раскрутить молодых писателей, если они напишут на определенные темы. Но произведение должно „выстрелить“».

Кирилл Сивков,
29 лет, выпускник Вологодского государственного педагогического университет по специальности «Филология». Актер в кукольном театре и петербургских квестах, тренер по фитнесу:

«Интерес к поэзии растет, но это интерес клиповый. Как и всегда, мало кто готов читать. Однако смотреть качественные ролики или ходить на зажигательные перформансы готовы многие. Видимо, это и есть будущее поэзии».

У любого пишущего человека есть тяга к проговариванию, к диалогу. У Кирилла она реализовалась в проекте «Ризома», представляющем собой синтез музыки, поэзии и живописи. С этим проектом Кирилл выступал в Вологде и на российских арт-фестивалях.

«Публику сегодня интересует чувственная, прозрачная лирика, но при этом с уходом в метафизику, — говорит Кирилл. — То есть и к великой культуре вроде как прикоснулся, и все при этом понял... Я не думаю о читателе, когда пишу. Но для меня важно, чтобы после прочтения он сказал: „Ты меня вскрыл“».

По мнению Кирилла, молодой писатель должен помнить, что искусство — вещь диалоговая. Необходимо общаться с коллегами по писательскому цеху, ходить в местные ЛИТО при Союзе писателей, публиковать свои творения в социальных сетях, записывать видеоролики и создавать поэтические перформансы. Завоевать широкую аудиторию помогут поэтические слеты. В Санкт-Петербурге они часто проходят в баре «ПераТехники», в творческом пространстве «Арт-Муза», в арт-центре «Пушкинская-10», в театре поэтов «Послушайте!».

 

 

«Современная литература раскололась на два лагеря — профессиональный и популярный, — считает Кирилл. — Профессиональный существует в альманахах, которые читают единицы. Так, из хороших „толстых“ журналов я бы назвал „Арион“: публикация в нем даст относительную известность в очень узких филологических кругах и статус поэта. Популярная литература процветает в блогах и на сцене. Зарабатывать можно везде: в сетевой литературе — раскруткой паблика или YouTube-канала, в профессиональной — премиями».

Премий действительно множество, правда, призовой фонд у некоторых своеобразный. Так, призеров и победителей «Премии Андрея Белого» ждут бутылка водки, яблоко и 1 рубль. Выиграв же премии «Поэт» или «Русский буккер», можно заработать 1,5 млн рублей. Кирилл уверен, что коммерческая составляющая литературы уже не зависит от одобрения профессионального сообщества литераторов. Путь стал прямым: поэт — аудитория. Оценка Союза писателей и «толстых» журналов перестает быть авторитетной.

Произведения Кирилла можно найти здесь.

Наталья Филимонова,
35 лет, выпускница Вятской государственной сельскохозяйственной академии, специальность «Биолог-охотовед», выпускница Института языков и культур им. Толстого, направление «Лингвистика»:

«Сегодня рынок переполнен предложениями напечатать книгу любым тиражом, одноразовые поэты сменяются один за другим. Получив же известность, многие либо перестают писать, либо изживают себя».

После окончания института Наташа Ларк (литературный псевдоним) стала посещать школу поэтического мастерства «Линии времени» под руководством Михаила Вэя. Отдавать стихи на растерзание учителя было неприятно, но учиться хотелось.

«Хотелось быть понятной, прежде всего самой себе, найти свой путь, но было страшно признаться в том, что пишу, да еще и стихи... — говорит Наташа. — Это как признаться, что ты не такой, как все».

В итоге победил интерес к творчеству других, к самому ремеслу. А дальше были поэтические площадки Петербурга, публикации в альманахах «Молодой Петербург», «Невский альманах», «Балтийский парус», в «Литературной газете» и других изданиях. Первый поэтический сборник «Междусловие» вышел пять лет назад, за ним последовали еще два — «Город седых обочин» и «Невесна».

 

 

«Однажды наступает такой момент, когда твои стихи просятся быть изданными, — говорит Наташа. — Но издать книгу на бумаге — большая ответственность, в интернете можно удалить страницу, исправить текст, подписаться другим именем, а здесь нет. Книга — твой паспорт на литературной планете».

Наташа вступила в Союз писателей России и активно участвует в литературных конференциях. По ее мнению, рекламировать себя можно везде: выкладывать произведения в социальных сетях, на сайтах «Стихи.ру» и «Рифма.ру». Сама она публикуется в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook, а в Instagram делает небольшие литературные обзоры своей жизни. Хорошей проверкой на прочность поэтесса считает участие в конкурсах «Русские рифмы», «Филатоф Фест», в литературных фестивалях имени Михаила Анищенко, «Осиянное слово» и «Мцыри».

«Молодым авторам не помешает и чаще светиться на известных литмероприятиях и фестивалях, помогать в их организации, декларировать со сцены и общаться с уже известными писателями», — советует Наташа.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

«Ню-ню-ню!»

«Ню-ню-ню!»

Приглашаем полюбоваться на карнавальную мистерию.

19 августа 2018 0 52
Скорая джазовая помощь

Скорая джазовая помощь

Певица Арина Фауль о том, как организовать благотворительный концерт.

18 августа 2018 0 48
ЗОЖ-ревизия

ЗОЖ-ревизия

Анализируем опыт лидеров: в чем секрет успеха сервисов и приложений?

17 августа 2018 0 78