интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
12 .. 14
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 67.18
  • 77.35
спецпроект
Альтернатива есть

Научный арт

Некоторое время назад меня охватила апатия по отношению к современному искусству: все казалось китчевым, неглубоким и, что еще хуже, вторичным...

Нет, всплеск интереса вызвать не так сложно, но за счет социальной и/или акционной составляющей. Яркий пример — творчество «исчезающего» художника из Китая Лю Болина. Кстати, его выставка в музее современного искусства «Эрарта» продлится до 20 мая, непременно загляните. За каждой работой — масса труда по раскрашиванию лица и одежды, четкий философский месседж: Лю Болин мимикрирует под национальный флаг, полки в магазине, объявления на стене, протестуя против политического режима в своей стране, потребительского отношения. По мнению художника, ценность человека в современном мире снижается, а что еще ужаснее, «люди сами вычеркивают себя в быстро развивающимся потоке».

Каждый пейзаж Лю Болина нужно разглядывать и разгадывать. Вначале ты делаешь скидку на то, что речь про чужую страну или про другую категорию людей (конечно, не таких, как ты сам!), потом последовательно разоблачаются мифы о революции, СМИ, даже абстрактном искусстве — нигде, абсолютно нигде человек не имеет значения. Безусловно, сильно и заставляет задуматься... но, увы, второй раз такой же фокус уже не провернуть. Другой пример — с выставки «Дисциплинарные пространство» все в той же «Эрарте». Андрей Сикорский создал объект — огромную пачку «Беломора» из упаковок исключительно заграничных сигарет. Сам он дает такие пояснения к работе: во-первых, хотел показать, как все заграничное перемалывается во что-то российское, во-вторых, «Беломор» курят «низы общества», в том числе заключенные, а тюрьма — это одно из дисциплинарных пространств, которое нуждается в осмыслении.

И этот «беломор-объект» тоже вызывает много мыслей, но второй раз на него смотреть уже не обязательно — он свой смысл, грубый и откровенный, уже раскрыл.

 

 

Однако художники не останавливаются в своих поисках. Одни выбрасывают человека, лишают его центрального места — так получается постгуманизм, где на картинах зачастую апокалиптичный, постъядерный мир, роботы и прочие, в большинстве своем, страшноватые образы-предупреждения. Другие увлечены трансгуманизмом — идее сращения с машиной и улучшения человека с помощью технологий. Третьи художники исповедуют биоарт: могут, например, нарисовать пейзаж колониями бактерий, которые в темноте будут по-разному светиться, или же, как Эдуардо Кац, ввести свою ДНК в клетки петунии — у выросшего растения, которое назвали «Эдуния», на розовых лепестках красный узор, напоминающий кровеносную систему. А наш соотечественник Илья Федотов-Федоров показывает, что происходит при столкновении воды и пыли — если посмотреть на это под микроскопом. Совершенно фантастические снимки! Одни увидят в них что-то космическое, другие — город с небоскребами накануне грозы...

Кстати, о фантастических картинах. Дейзи Гинзберг, художница из Великобритании, в своих проектах размышляет о том, какие искусственные биологические объекты человечество может вырастить себе на пользу. Фактически она занимается дизайном будущего. Мы увлечены идеей 3D-печати, но это не исключает возможности выращивать детали для машин, органы и... да, почему бы и не кроссовки?

Но биоарт — только часть Science Art и вообще мощной волны на стыке науки, технологий и искусства, которому опять есть, откуда черпать образы, идеи и вообще новое. Безусловно, новый опыт предлагают получить краснодарские художники из Recycle Group — Георгий Кузнецов и Андрей Блохин. Один из последних их проектов — инсталляция, которая дает представление о том, что чувствует компьютер, когда его отключают. Вообразите тоннель, внутри него по рельсам двигается лежак для посетителя, добавьте аудио- и видеоэффекты... Сколько ощущений и мыслей породит такое «отключение»!

 

 

А вспомните южнокорейский арт-объект — то самое, чернейшее в мире, здание, которое построили к Олимпиаде. Павильон снаружи покрыт наноматериалом Vantablack, поглощающим 99,96% света. Внутри же помещение абсолютно белое — для контраста. Там размещена интерактивная инсталляция: 25 тысяч капель воды бегут по причудливым желобкам, посетители могут управлять их ритмом благодаря тактильным датчикам. Если снаружи здания как будто открытый космос, то внутри человек словно попадает в мир, где сталкиваются молекулы водорода.

И все это увлекает, поражает и вдохновляет, рождает массу новых мыслей — и желание заглянуть в учебник по химии, биологии или физике.

 

Главный редактор журнала «Понедельник»,

Анна Чуруксаева

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

«Ню-ню-ню!»

«Ню-ню-ню!»

Приглашаем полюбоваться на карнавальную мистерию.

19 августа 2018 0 54
Скорая джазовая помощь

Скорая джазовая помощь

Певица Арина Фауль о том, как организовать благотворительный концерт.

18 августа 2018 0 49
ЗОЖ-ревизия

ЗОЖ-ревизия

Анализируем опыт лидеров: в чем секрет успеха сервисов и приложений?

17 августа 2018 0 78